Свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы служат в среднем 3-5 лет, после чего их емкость снижается до критического уровня. В течение этого срока может образовываться сульфат в банках АКБ, что также ухудшает состояние батареи. В конечном итоге аккумулятор портится и перестает давать необходимый ток для работы стартера, из-за чего становится невозможно завести двигатель.
Запасливые водители для таких случаев возят с собой пускозарядные устройства. ПЗУ используется в качестве резервного источника тока и позволяет завести мотор без прикуривания. Но такое оборудование есть не у каждого автовладельца. Поэтому нужно знать, как правильно ухаживать за АКБ и как действовать, если аккумулятор полностью разрядился.
Проблемы с запуском двигателя могут возникать по разным причинам, не только из-за полного разряда АКБ. Прежде чем что-либо делать с батареей, нужно убедиться, что причина кроется именно в ней.
Если имеется вольтметр или мультиметр, нужно перевести его в режим измерения постоянного напряжения и подключить к клеммам при заглушенном моторе и провести испытания:
Эти показатели могут отклоняться на 1-2% в большую или меньшую сторону в условиях сильной жары или мороза.
Нужно проверить зарядку аккумулятора и выяснить, дает ли генератор необходимый зарядный ток. Разумеется, это можно сделать только при условии, что удастся завести мотор. При исправном генераторе и запущенном двигателе напряжение должно находиться в пределах 13,6-14,2 В. Если оно такое же, как при заглушенном моторе, это свидетельствует о том, что на батарею не поступает заряд. Возможно, износились щетки генератора, перегорел диодный мост или повредилась проводка.
В этом случае даже прикуривание от другой машины не поможет решить проблему. Двигатель поработает несколько секунд и заглохнет, поскольку на свечи зажигания не будет подаваться заряд ни от генератора, ни от батареи. Нужно обращаться в службу техпомощи и устранять поломку.
Еще один способ проверки аккумулятора – замер плотности электролита с помощью ареометра. Для этого нужно открутить крышки на банках батареи и набрать в измерительную емкость достаточное количество электролитической жидкости. Когда уровень заряда соответствует 90-100%, плотность находится в пределах 1,28-1,32 г/см3. Если она ниже 1,1-1,15 г/см3, то батарея почти разряжена.
Разумеется, для проведения такой диагностики желательно возить ареометр с собой. Если проблема оказалась именно в электролите, нужно долить в банки дистиллированную воду, чтобы повысить плотность. После этого нужно обязательно подзарядить батарею или оставить на 10-20 минут с заведенным мотором.
Каждый водитель должен иметь в своем арсенале устройство для зарядки АКБ. С его помощью можно реанимировать разряженную батарею, а также проводить профилактическую подзарядку 1-2 раза в год для увеличения срока ее службы.
Перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля, нужно узнать его номинальную энергоемкость. Она должна быть указана на этикетке, приклеенной к корпусу батареи. Рабочий ток должен составлять 10% от емкости аккумулятора. Если батарея рассчитана на 60 А/ч, то следует выбирать зарядное устройство с номинальным током 6 А. Если в нем предусмотрена регулировка зарядного тока, следует настраивать его, соблюдая указанное соотношение.
Какое автомобильное зарядное устройство использовать – каждый водитель решает сам. Если позволяет бюджет, можно обзавестись интеллектуальной зарядкой с электронным контроллером. Но зачастую достаточно и обычных зарядных устройств со стрелочной или светодиодной индикацией.
Если не удается завести двигатель после стоянки, можно обратиться за помощью к другим водителям и прикурить от АКБ другого автомобиля. Для этого понадобится двойной кабель большого сечения, способный пропустить ток в 400-600 ампер. Также нужно знать, как правильно прикурить аккумулятор:
К сожалению, не всегда найдутся добровольцы, готовые помочь. Если вы оказались в подобной ситуации, обратитесь в нашу службу техпомощи на дороге. Мы приедем в нужное место, прикурим АКБ вашего авто и при необходимости выполним ремонт в полевых условиях. Мы выезжаем на вызовы круглосуточно, обращайтесь.