Если на месте, где был припаркован автомобиль, появилась лужа или небольшие пятна от технических жидкостей, нужно сразу разобраться в причинах. Возможно, следы остались от машины, которая ранее стояла на том же месте. В таком случае нужно откатить автомобиль буквально на полметра вперед или назад, и продолжить наблюдения. Если в ближайшие минуты начинает появляться новая лужа, не стоит отправляться в путь, пока не будет установлена причина течи. Некоторые поломки, сопровождающихся утечками технических жидкостей, могут иметь серьезные последствия. Рассмотрим их более детально.
В большинстве случаев ТЖ протекает через потрескавшиеся шланги или изношенные резиновые уплотнения в тормозных цилиндрах. Также возможны повреждения металлических трубок, которые подводятся к каждому колесу.
Чтобы убедиться, что течет именно тормозная жидкость, а не любая другая, нужно проверить ее уровень в бачке под капотом. Если он снизился, или емкость вовсе опустела, ни в коем случае нельзя садиться за руль и продолжать движение. Когда в системе нет гидравлической жидкости, тормоза откажут со 100-процентной вероятностью. Водитель сможет притормаживать лишь ручником и двигателем, но тормозной эффект будет крайне малым. Необходимо вызывать эвакуатор и отправлять машину в сервис.
Протечка антифриза опасна в первую очередь для двигателя. Если из системы вытечет весь теплоноситель, от мотора не будет отводиться избыточное тепло. Он будет непрерывно нагреваться, пока температура не достигнет критических значений. В итоге могут возникнуть температурные деформации поршней, валов, ГБЦ и других частей двигателя. Также может прогореть прокладка между головкой и блоком цилиндров.
Определить утечку антифриза легко: достаточно заглянуть в расширительный бачок. Если он пуст, причина очевидна – течет охлаждающая жидкость. Место протечки можно определить самостоятельно:
Протечка моторного масла, если ее вовремя не устранить, чревата полным отказом двигателя и его капремонтом. Благо, в большинстве автомобилей предусмотрена индикация низкого давления в системе смазки – если возникает такая проблема, на приборной панели загорается соответствующий значок в виде чайника с длинным носиком. Но этот индикатор появляется, когда уровень смазки критичен, и мотор уже близок к состоянию масляного голодания. Проще определить проблему и устранить ее на ранних этапах, проверяя подкапотное пространство и место, где был припаркован автомобиль.
Масляную лужу под машиной сложно спутать с другими видами потеков. Вещество будет иметь густую и темную консистенцию. Если провести по лужице пальцами, на них останется характерный жирный след. Другие жидкости легче вытереть с рук, после масла они будут дольше оставаться скользкими.
Если недавно проводилось плановое техобслуживание автомобиля, смазочная жидкость будет иметь золотистый оттенок, характерный для нового масла. Такой цвет, как правило, сохраняется в первые 1-3 тысячи километров после проведения ТО. Затем смазочная жидкость постепенно темнеет.
В первую очередь нужно проверить уровень масла щупом. Если он снизился, это значит, что система негерметична. Далее нужно осмотреть поддон двигателя – возможно, он был пробит о бордюр, камень или другую неровность. Также масло может протекать через изношенную прокладку ГБЦ. Это будет заметно по масляным потекам в местах соединения головки и блока цилиндров.
Также возможна протечка через неправильно установленный фильтр. Такая проблема может наблюдаться лишь в первое время после ТО. Фильтроэлемент мог быть неплотно затянут, на нем могли сместиться или повредиться уплотнительные резинки. В большинстве случаев фильтры располагаются в нижних частях двигателей, поэтому их лучше проверять на эстакадах или смотровых ямах.
Утечка смазочной жидкости из КПП может привести к сухому трению между шестернями и другими подвижными деталями трансмиссии. Нужно проверить, откуда подтекает смазочная жидкость, выполнив осмотр коробки передач. Если проблема кроется именно в трансмиссионной жидкости, то на корпусе КПП будут видны следы красного или коричневого цвета.
Также можно проверить тип масла, капнув немного жидкости в воду. Моторное не будет растекаться по поверхности воды, сохраняя линзовидную форму. Трансмиссионное растекается намного быстрее.
При такой неисправности лучше доставить машину в сервис на эвакуаторе или буксиром на нейтральной передаче. Езда с низким уровнем масла в КПП с высокой вероятность приведет к ее дорогостоящему ремонту или замене.
Протечку бензина или дизельного горючего легко идентифицировать по специфическому запаху, которого не имеют другие технические жидкости. С такой проблемой автомобиль нельзя даже заводить, не говоря уж о поездках. Если машина припаркована на улице, от нее не стоит отходить, пока не приедет эвакуатор – кто-то из прохожих может закурить рядом с автомобилем.
Типичными причинами утечки топлива являются такие:
В том, что подтекает гидроусилитель, можно убедиться при его осмотре снизу. Для этого машину следует загнать на яму, эстакаду или поднять на подъемнике. Гидравлическая жидкость может сочиться через подшипник гидроусилителя, а также через входные и ответные патрубки. Достаточно часто она стекает вниз и попадает на корпус и пыльник рулевой рейки. Нужно проверить уровень в бачке гидроусилителя – если он снизился, или емкость вовсе опустела, то причина кроется именно в ГУР. В одних случаях необходимо полностью менять гидроусилитель, в других – чинить его с помощью ремкомплекта, в третьих – достаточно поплотнее затянуть хомуты на ослабленных шлангах.
Если вы обнаружили, что на асфальте под машиной остаются мокрые пятна и лужицы именно при включенном кондиционере, не стоит беспокоиться. Это абсолютно нормальное явление. При работе кондиционера в компрессоре образуется конденсат, который удаляется из него естественным образом.
Важно лишь убедиться, что жидкость, которая появляется под автомобилем при работающем климат-контроле, – именно вода, а не что-либо другое. Это можно легко проверить, проведя по лужице пальцем. Вода, в отличие от масла, антифриза или др., легко сотрется с рук, будет прозрачной и без каких-либо запахов.
В некоторых случаях пятна и лужи под машиной могут возникать по другим причинам, не связанным с работой двигателя, КПП, тормозов или других критически важных узлов. Например, под задней частью авто могут появляться водяные лужицы в районе выхлопной трубы. Как и в случае с кондиционером, это нормально. Конденсат образуется из-за разницы температур окружающей среды и горячих выхлопов. Он особенно обильно появляется зимой и в прохладную погоду, когда разность температур становится более существенной.
Также может быть поврежден бачок с жидкостью для омывателя или шланги, которые идут от него к лобовому стеклу. Такие поломки тоже нельзя игнорировать. Если из бачка вытечет вся "омывайка", это создаст серьезные проблемы в зимнее время или дождливую погоду. Проезжающие мимо машины могут обрызгать лобовое стекло грязью, и при отсутствии жидкости омывателя будет сложно очистить стекло дворниками.